Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 210401.01 Радиомеханик
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 883)
I. Область применения
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по профессии
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения. |
среднее общее образование |
Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры Радиомонтер приемных телевизионных антенн Радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования
|
1 год 10 мес. |
основное общее образование |
3 года 5 мес. |
** Независимо от применяемых образовательных технологий.
радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры - радиомонтер приемных телевизионных антенн;
радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования - радиомонтер приемных телевизионных антенн.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
узлы и блоки радиоэлектронной аппаратуры;
радиотелевизионная аппаратура;
персональные электронно-вычислительные машины (ЭВМ) (персональные компьютеры (ПК)), мультимедиатехника и устройства периферии;
приемные телевизионные антенны;
радиостанции, радиоустройства и другие электроприборы на автомашинах;
измерительные приборы, инструменты и приспособления;
техническая документация.
4.3. Обучающийся по профессии 210401.01 Радиомеханик готовится к следующим видам деятельности:
4.3.2. Инсталляция, регулировка, настройка и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры
4.3.3. Инсталляция, регулировка, настройка и техническое обслуживание радиотелевизионной аппаратуры.
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 1.1. Выполнять работы по монтажу узлов и элементов радиоэлектронной аппаратуры.
ПК 1.2. Выполнять работы по монтажу узлов и элементов радиотелевизионной аппаратуры.
ПК 1.3. Составлять электрические схемы соединений.
ПК 1.4. Контролировать качество монтажа.
5.2.2. Инсталляция, регулировка, настройка и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры.
ПК 2.2. Макетировать схемы различной степени сложности.
ПК 2.5. Осуществлять настройку мультимедиа-технологий.
5.2.3. Инсталляция, регулировка, настройка и техническое обслуживание радиотелевизионной аппаратуры.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
1728 |
1152 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл |
324 |
216 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: читать чертежи, проекты, структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; знать: требования Единой системы конструкторской документации (ЕСКД); виды нормативно-технической и производственной документации; виды чертежей, проектов, структурных, монтажных и простых принципиальных электрических схем; правила чтения технической и технологической документации |
|
|
ОП.01. Основы черчения |
ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 3.3 |
|
уметь: рассчитывать параметры электрических схем; эксплуатировать электроизмерительные приборы; контролировать качество выполняемых работ; производить контроль различных параметров; читать инструктивную документацию; знать: методы расчета электрических цепей; принцип работы типовых электронных устройств; техническую терминологию; основные законы электротехники; общие сведения об электросвязи и радиосвязи; основные виды технических средств сигнализации; основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защиты |
|
|
ОП.02. Основы электротехники |
ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 3.3 |
|
уметь: использовать информационные ресурсы в профессиональной деятельности; использовать в профессиональной деятельности информационные технологии как средства автоматизации производственного процесса; работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности; знать: основные принципы, методы и свойства информационных и коммуникационных технологий, их эффективность; автоматизированные рабочие места (АРМ); прикладное программное обеспечение; интегрированные информационные системы; проблемно ориентированные пакеты прикладных программ по сфере деятельности; способы подключения средств информационных технологий; особенности применения системных программных продуктов |
|
|
ОП.03. Основы применения информационных технологий в профессиональной деятельности |
ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 3.3 |
|
уметь: выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда; оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях; знать: правила техники безопасности и охраны труда; виды и периодичность инструктажа |
|
|
ОП.04. Охрана труда |
ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 3.3 |
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой (доврачебной) медицинской помощи |
|
64 |
ОП.05. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 3.3 |
П.00 |
Профессиональный учебный план |
1244 |
856 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1244 |
856 |
|
|
ПМ.01 |
Выполнение работ по монтажу узлов и элементов радиоэлектронной и радиотелевизионной аппаратуры В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации рабочего места для производства электромонтажных работ; применения инструментов и приспособлений для производства электромонтажных работ; чтения электрических схем соединений блоков и узлов радиоэлектронной и радиотелевизионной аппаратуры; проведения электромонтажных работ; работы с измерительными приборами; уметь: определять работоспособность имеющихся инструментов, приспособлений и технических средств для производства электромонтажных работ; проверять исправность защитных средств; применять материалы при выполнении монтажных работ; определять работоспособность узлов и деталей радиоэлектронной аппаратуры; читать схемы электромонтажных соединений; проводить лужение проводов; правильно выбирать необходимые в конкретном случае провода, шнуры, кабели; расшифровывать маркировку основных типов проводов, шнуров и кабелей; осуществлять пайку элементов радиоаппаратуры при различных способах монтажа; работать с монтажными схемами печатного монтажа; разрабатывать печатные платы простейших электронных устройств; составлять схему жгута и таблицу соединений; изготавливать шаблон для жгута; производить раскладку проводов и сшивку жгута; производить прозвонку и биркование жгута различными способами; пользоваться измерительными приборами для прозвонки монтажных соединений; осуществлять монтаж соединений и концов проводов при помощи монтажного инструмента; проводить работы по сверлению отверстий в монтажных платах и металлических основаниях; осуществлять правильный выбор радиодеталей по их основным параметрам; определять по маркировке параметры радиодеталей; пользоваться справочной литературой по радиодеталям; осуществлять проверку исправности радиодеталей и их замену; компоновать радиоэлементы на печатных платах с различными способами формовки выводов; монтировать основные коммутационные устройства; проверять исправность коммутационных устройств, трансформаторов; выполнять монтаж простейших сильноточных схем; составлять монтажные схемы по готовой монтажной плате; составлять карты напряжений, карты сопротивлений; разрабатывать простейшие монтажные схемы по принципиальным схемам; проверять работоспособность монтажных схем, определять и устранять неисправности; определять параметры элементов схем; работать с выпрямителями; рассчитывать параметры контуров по резонансной характеристике; рассчитывать параметры и элементы электрических и электронных устройств; по заданным параметрам выбирать типовые электронные устройства; использовать типовые средства вычислительной техники и программного обеспечения; исследовать работу радиоэлектронных схем на персональном компьютере; проектировать печатные платы на персональном компьютере; выполнять работы по механической сборке блоков аппаратуры, установке крепежных деталей, установке блоков и разъемов на каркасы аппаратуры; анализировать параметры каналов и трактов; выполнять монтаж каналов коммуникаций для подключения информационных технологий; применять антивирусные средства защиты информации; знать: общие сведения о строении материалов; общие сведения о полупроводниковых, проводниковых, диэлектрических и магнитных материалах и изделиях; сведения об электромонтажных изделиях; назначение, виды и свойства материалов; общие сведения об электромонтажных работах; организацию производства электромонтажных работ; виды монтажа; требования по подготовке проводов к монтажу; виды соединений; технологии и виды пайки электромонтажных соединений; виды припоя, флюсы; виды нагревающих устройств; производство печатного монтажа; производство жгутового монтажа; производство навесного (проводного) монтажа; электроматериалы и компоненты в радиоэлектронной аппаратуре; типы монтажных и обмоточных проводов, радиочастотных кабелей; типы каналов коммуникаций для подключения информационных технологий; устройство и принцип действия полупроводниковых приборов и интегральных микросхем; область применения основных радиодеталей; классификацию, основные параметры, маркировку основных радиодеталей; классификацию видов сигналов, их спектры; кодирование сигналов и преобразование частоты; виды нелинейных преобразований сигналов в радиотехнике; классификацию видов модуляции; общие сведения о распространении радиоволн; основные сведения о полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, антеннах, усилителях, генераторах электрических сигналов; принцип распространения сигналов в длинных линиях; сведения о волоконно-оптических линиях; виды информации и способы представления ее в ЭВМ; логические основы ЭВМ, основы микропроцессорных систем; типовые узлы и устройства вычислительной техники; взаимодействие аппаратного и программного обеспечения в работе ЭВМ; цифровые способы передачи информации; принципы работы типовых электронных устройств; принципы работы цифровых и микропроцессорных устройств; правила подготовки радиокомпонентов под монтаж; узлы и детали радиоэлектронной аппаратуры; номенклатуру работ, выполняемых на каждом этапе монтажа; содержание рабочей документации, оформляемой по результатам монтажа; общие теоретические сведения о контрольно-измерительных приборах; классификацию и технические характеристики радиоизмерительных приборов; методы электрорадиоизмерений; виды погрешностей |
|
|
МДК.01.01. Технология выполнения монтажа и демонтажа узлов и элементов радиоэлектронной и радиотелевизионной аппаратуры |
ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 1.5 |
ПМ.02 |
Инсталляция, регулировка, настройка и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: чтения электрических структурных, функциональных, принципиальных, монтажных схем блоков и узлов радиоэлектронной аппаратуры; проведения тестовой проверки, профилактического осмотра, регулировки, технического обслуживания и ремонта узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры; конфигурирования технических средств и обеспечения их аппаратной совместимости; выбора и загрузки соответствующего программного обеспечения; ведения учета показателей и режимов работы электронного оборудования; подключения контрольно-измерительной аппаратуры; экранирования отдельных звеньев настраиваемых устройств, узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры, радиостанций, радиоустройств и других приборов; уметь: применять автоматические регулировки и системы управления в радиоприемнике; проводить электрический расчет каскадов радиоприемников и радиопередатчиков; проводить гармонический анализ токов и напряжений; подбирать различные методы модуляции и многопозиционные методы манипуляции; устранять влияние геофизических условий и земной атмосферы на распространение радиоволн различных диапазонов; рассчитывать характеристики антенн различных диапазонов; проверять работоспособность радиостанции под действующими антеннами; проводить комплексный ремонт и регулировку радиостанции под действующими антеннами; снимать диаграммы направленности антенны; пользоваться действующими стандартами и техническими условиями при инсталляции средств радиосвязи; выявлять и устранять неисправности в радиоэлектронной аппаратуре; настраивать радиотелефоны; подключать источники питания радиоэлектронной аппаратуры; пользоваться действующими стандартами и техническими условиями при инсталляции средств информационных технологий; проводить контрольные измерения и проверки при инсталляции; выбирать и использовать типовые технические средства информатизации; выбирать рациональную конфигурацию в соответствии с решаемой задачей; настраивать и регулировать системы информационных технологий; осуществлять метрологическую проверку изделий и составлять дефектные ведомости; знать: теоретические основы радиоприема и радиопередачи; методы формирования сигналов в радиоприемниках и радиопередатчиках; назначение, функции, технические характеристики, принцип действия, схемы радиоприемников и радиопередатчиков, их отдельных каскадов; детектирование сигналов; автоматические регулировки сигналов; системы управления в радиоприемниках и радиопередатчиках; виды помех, методы и способы ослабления их действия в радиоприемных и радиопередающих устройствах; принципы построения и особенности схем радиоприемников и радиопередатчиков различных типов и назначений; принципы стабилизации частоты в радиопередающих устройствах; основы проектирования радиоприемных и радиопередающих устройств; проверку функционирования, регулировку и контроль основных параметров радиоприемных и радиопередающих устройств; тенденции и перспективы развития радиоприемной и радиопередающей техники; особенности спутниковой и космической связи; проблемы электромагнитной совместимости (ЭМС); типы антенн, их основные параметры и конструкции; влияние земли на направленные свойства антенн; фидеры, требования к ним; типовые технологические процессы сборки и разборки радиоэлектронной аппаратуры, способы чистки; классификацию дефектов радиоэлектронной аппаратуры и способы их устранения; общие принципы построения систем подвижной радиосвязи (СПР); частотное планирование систем подвижной радиосвязи; международные, федеральные и региональные стандарты на аналоговые и цифровые СПР общего, персонального и корпоративного пользования; виды услуг, предоставляемых в сетях СПР; пакетные радиосети; устройства преобразования и обработки информации в СПР; архитектуру сетей подвижной радиосвязи; протоколы обмена сетей подвижной радиосвязи; классификацию и типовые узлы средств вычислительной техники; состав типовых технических средств информатизации; методы профилактики и обслуживания оперативной памяти и интерфейсов; методы профилактики и обслуживания накопителей массивов информации; методы профилактики и обслуживания средств интерактивного взаимодействия (ввод/вывод данных и управление компьютером); методы профилактики и обслуживания периферийных устройств (принтеры, сканеры, плоттеры, дигитайзеры); методы профилактики и обслуживания сетевых аппаратных средств (модемы, трансиверы, маршрутизаторы, провайдеры, концентраторы, адаптеры, сетевые интерфейсы); Интернет-технологии |
|
|
МДК.02.01. Технология обслуживания и ремонта электронной радиоаппаратуры
МДК.02.02. Технология обслуживания и ремонта средств информационных технологий |
ОК 1 - 7 ПК 2.1 - 2.5 |
ПМ.03 |
Инсталляция, регулировка, настройка и техническое обслуживание радиотелевизионной аппаратуры В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: чтения электрических структурных, функциональных, принципиальных, монтажных схем блоков и узлов радиотелевизионной аппаратуры; проведения тестовой проверки, профилактического осмотра, регулировки, технического обслуживания и ремонта узлов и блоков радиотелевизионной аппаратуры; техники телевизионных измерений; измерения параметров телевизионного сигнала и телевизионного тракта; конфигурирования и взаимозамены технических средств радиотелевизионной аппаратуры и обеспечения их совместимости; ведения учета показателей и режимов работы узлов и блоков радиотелевизионной аппаратуры; подключения контрольно-измерительной аппаратуры; экранирования отдельных звеньев настраиваемых устройств, узлов и блоков радиотелевизионной аппаратуры, приемных телевизионных антенн и других приборов; уметь: пользоваться нормативно-технической документацией; подключать источники питания радиотелевизионной аппаратуры; проверять и настраивать аудиотехнику; проводить ремонт аудиотехники; проверять и настраивать видеотехнику; проводить ремонт видеотехники; осуществлять техническое обслуживание и ремонт приемных телевизионных антенн; подключать и настраивать спутниковое телевидение; подключать и настраивать кабельное телевидение; проводить тестовые проверки узлов и блоков радиотелевизионной аппаратуры с использованием информационных технологий; отыскивать механические и электрические неисправности узлов и блоков радиотелевизионной аппаратуры; знать: принцип магнитной звукозаписи информации; построение сетей телевизионного вещания; характеристики сигналов телевизионного вещания, оценку их качества; способы формирования сигналов телевизионного вещания; распределение полос частот для телерадиовещания; особенности телевизионного приема; методы магнитной видеозаписи; способы распределения программ телевизионного вещания; основы цифрового телевизионного вещания; детали и узлы радиотелевизионной аппаратуры; этапы ремонта радиотелевизионной аппаратуры; структуру построения телевизоров цветного изображения; функциональные возможности телевизоров цветного изображения; структуру построения видеомагнитофонов; функциональные возможности видеомагнитофонов; функциональные возможности формата DVD; структуру построения видеокамер; функциональные возможности видеокамер; системы цветного телевидения; состав оборудования радиотелевизионных передающих станций; вещательные системы цветного телевидения; цифровое телевидение; способы организации системы кабельного телевидения; мультисервисные услуги в сетях кабельного телевидения; методы и средства цифровой обработки сигналов; алгоритмы цифровой обработки сигналов; методы цифровой обработки и кодирования сигналов; сжатие информации; канальное кодирование; виды модуляции и демодуляции в цифровых системах; методы поиска неисправностей узлов и блоков радиотелевизионной аппаратуры; особенности поиска неисправностей узлов и блоков радиотелевизионной аппаратуры; устройства передачи сигналов звукового и телевизионного вещания по кабелю; техническое обслуживание систем кабельного телевидения; способы передачи по кабельным и волоконно-оптическим сетям сигналов телевидения высокой четкости, цифровых сигналов и дополнительной информации |
|
|
МДК.03.01. Технология инсталляции, регулировки, настройки, технического обслуживания и ремонта аудио- и видеотехники
МДК.03.02. Технология инсталляции, регулировки, настройки, технического обслуживания и ремонта телевизионной аппаратуры |
ОК 1 - 7 ПК 3.1 -3.3 |
ФК.00 |
Физическая культура В результате освоения раздела обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
160 |
80 |
|
ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 7 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) |
432 |
288 |
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
2160 |
1440 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
38 нед.
|
1368
|
|
ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 3.3
|
ПП.00 |
Производственная практика |
|
|||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
3 нед. |
|
|
|
ГИА.0 |
Поиск
Календарь
Часы
|
||||